КАК СОЗДАТЬ УСПЕШНОЕ БИЗНЕС-ПАРТНЕРСТВО

«Совместный бизнес» звучит проще, чем просто «бизнес», — особенно для начинающих.  Стремление иметь партнера, с которым можно разделить нелегкий стартовый период, вполне естественно. Но, как и в любом партнерстве, последствия желательно продумывать заранее.

Основы стартапа

Прежде, чем мы перейдем к личным качествам партнеров, посмотрим, какой фундамент должен иметь эффективный бизнес-тандем.

Общие цели. Если одному партнеру бизнес нужен для того, чтобы улучшать мир, а второму — чтобы зарабатывать деньги, их проект сможет существовать только недолгое время. Планируя бизнес на длительный срок, важно сразу продумывать политику компании, а при таких разных целях ее видение тоже будет слишком разным.

Общие ценности. Это также основа политики, в которой личные ценности перетекают в корпоративные. К примеру, готовность отвечать за свои действия трансформируется в ответственность перед потребителем, а саморазвитие расширяется до постоянного улучшения качества продуктов или услуг.

Источник: https://pixabay.com/

Общее видение перспективы. Оба партнера должны хотя бы примерно понимать, куда они движутся, и совпадать в направлениях.

Все перечисленные вещи желательно на самом старте зафиксировать письменно. Так вы получите цели, задачи, политику и генеральный план развития вашего бизнеса.  В дополнение будет очень кстати письменная договоренность о сферах ответственности и распределении доходов и расходов. Есть большая вероятность того, что уже на этапе создания этих документов вы поймете, что ваши пути слишком разные и сохраните ресурсы для самостоятельного бизнеса или более перспективного партнерства. Но если вы все-таки совпали, время подумать о более тонких настройках.

Что мешает делать бизнес

Сначала посмотрим, какие качества точно не пойдут на пользу общему делу.

Осознанная неэтичность

Изначально самое большое препятствие к эффективному партнерству. При хороших раскладах более честный участник такого союза становится единственной рабочей лошадкой, при плохих — превращается в подельника. Поэтому перед тем, как создавать компанию, есть смысл посмотреть на прошлые начинания и другие сферы жизни потенциального партнера. О том, что представляет собой неэтичный человек как руководитель и подчиненный, можно почитать в статье «Пассивная агрессия: как распознать и что делать».

Неуверенность

Как правило, очень сложно иметь общее дело с хронически неуверенным человеком. Люди, осознающие свои цели, намерения и способности, обычно плохо переносят в своем окружении тех, кто ненадежен и непоследователен. Человек с высокой уверенностью предпочитает сначала научиться, а потом делать и может долго удерживать намерение на чем-то одном; тот, чья уверенность наоборот очень низка, пробует, терпит первую неудачу и уходит. Чем ниже уверенность одного или обоих партнеров, тем больше шансов у стартапа развалиться в первый год своего основания.

Подверженность стрессам

Очевидно, что обоим партнерам пригодится определенный уровень стрессоустойчивости, так как в первое время все идет по плану достаточно редко. Способность к управлению всегда уменьшается по определенному алгоритму: сначала человек перестает управлять своим окружением, потом — своими эмоциями, потом — своим телом. Соответственно, если вы видите, что потенциальный партнер страдает, к примеру, приступами гнева, не питайте большие надежды на то, что он станет хорошо управлять коллективом. Ключевой навык руководителя — это не властные манеры, а умение справляться с беспорядком.

Источник: https://pixabay.com/

Привычка бросать на полпути

Есть люди, которые буквально окружены незаконченными делами. У них в читалке болтаются десятки едва начатых книг, на балконе громоздятся горы вещей, зубы хронически недолечены, а память компьютера под завязку загружена письмами и проектами, над которыми «надо подумать».  Если такой человек – ваш потенциальный партнер, то не стоит предполагать, что с делами бизнеса он будет поступать как-то по-другому. Сама по себе склонность создавать завалы может и не быть препятствием для общего дела, но все же стоит иметь в виду, что второй партнер наоборот должен быть мега-организованным сам и уметь помочь доводить проекты до конца коллеге.

И здесь мы плавно подходим к вопросу распределения ответственности.

Распределение ответственности партнеров — сильные стороны

Не секрет, что у каждого человека есть свои предпочтения по выполняемой работе, так называемый «конек». С точки зрения общего блага, разумно было бы сделать так, чтобы каждый из партнеров занимался по максимуму тем, что он любит делать и что получается у него лучше всего. Чем позже работа превратится в сплошные обязательства, тем больше у бизнеса шансов на процветание. Для общего понимания склонностей разных типов людей посмотрим на них с точки зрения типологии DISC.

Типология DISC делит людей на четыре категории.

D — Dominance (Доминирующие) 

Это люди с высокой активностью и настойчивостью, целеустремленные и решительные. Доминанты способны дисциплинировать как себя, так и других, движутся к цели прямым путем, могут оставаться собранными в сложных ситуациях и не боятся изменений.

Такого человека интересует управление как таковое, и он с удовольствием возглавит любое подразделение, деятельность которого входит в сферу его компетенций. Его несомненным плюсом будет способность планировать и нести большой объем ответственности; он будет хорошо решать задачи, связанные с планомерным улучшением продукта. Однако, необходимо обращать внимание на взаимодействие Доминирующего типа с коллективом — с большой долей вероятности, он будет проводить свои решения в жизнь в достаточно жесткой форме. В производственной сфере это может быть отличным качеством, но творческая среда нуждается в более гибком типе руководства.

Маргарет Тэтчер. Источник: http://www.spletnik.ru/

I — Influence (Влияющие)

Это коммуникабельные энтузиасты — креативные люди с неординарным мышлением. Как правило, именно они выводят на рынок новые услуги и придумывают нестандартные способы продвижения. Влияющие живут под девизом: «Жизнь дана для того, чтобы пробовать что-то новое» и частенько действуют за пределами своей зоны комфорта.

Влияющий тип будет прекрасным руководителем проектов, переговорщиком; ему целесообразно передать задачи, связанные с маркетингом и продажами. С другой стороны, Влияющий с очень низкой уверенностью — это и есть тот самый тип, о котором шла речь в разделе «Что мешает делать бизнес». При идеальном балансе энтузиазм и высокая активность должны сопровождаться таким же высоким уровнем уверенности.

Стив Джобс. Источник: https://style.rbc.ru/

S — Steadiness (Стабильные)

Мягкие, доброжелательные люди, во многом противоположность Доминантов. Они искренне заботятся о своем окружении, всегда готовы помочь, любят комфорт и предсказуемость. Такой человек вряд ли покажет высокие производственные достижения, но благодаря ему они гораздо чаще случаются у его близких и коллег.

В период стартапа и в небольшой компании этому типажу в чистом виде будет сложно найти свое место, — если только это не помогающий практик, сам развивающий свой бизнес. Зато в больших организациях наличие сопереживающего слушателя (по сути — штатного психолога) значительно улучшает отношения в коллективе и в итоге влияет на общий успех.

Источник: https://pixabay.com/

C — Compliance (Добросовестные)

Это консерваторы, ориентированные на цифры и факты. Добросовестный педантичен, рационален и дисциплинирован. Как вы понимаете, он отличный бухгалтер, и также будет хорош в любой работе, требующей системности и рационализма. С другой стороны, такой человек слишком сосредоточен на деталях, чтобы увидеть картину в целом.  Это часто мешает ему создавать бизнес самостоятельно, а также периодически бесит его более порывистых партнеров.

Источник: https://pixabay.com/

Совместимость типов — возможности и угрозы

В классической типологии DISC принято считать, что Доминирующий хорошо сочетается с Влияющим, Влияющий — со Стабильным, Стабильный — с Добросовестным и пр. Однако, при грамотном подходе и знании особенностей всех типов, каждый из них может найти точки сцепки друг с другом и обернуть способности как свои, так и партнера на благо общего бизнеса. Давайте посмотрим, в чем заключаются возможности и угрозы разных сочетаний.

Доминирующий – Доминирующий

С точки зрения SWOT-анализа, к доминированию располагают высокие самообладание, уверенность, активность и настойчивость. На хорошем уровне здесь также будет внимание (способность к долгосрочному планированию). Все эти способности вполне совместимы, — ну какому бизнесу вредило наличие двух целеустремленных стратегов?

Однако, наряду с этими прекрасными качествами Доминанты часто обладают достаточно низкой эмпатией. Очень велика вероятность, что в их проекте сразу просядет маркетинг – область, требующая хорошего понимания людей и их потребностей. Плохой маркетинг потянет за собой плохую услугу и невысокие продажи. Кроме того, низкой эмпатии часто сопутствует низкая правильность оценки (критичность, излишняя фиксация на мелочах), а это означает проблемы с подбором и удержанием персонала.

Чтобы избежать такого исхода, необходимо, чтобы хотя бы один из партнеров-Доминантов был способен заменить понимание людей большим опытом сотрудничества с ними. Психологи называют это когнитивной эмпатией: человек не очень хорошо чувствует других людей, но понимает, какой реакции следует ожидать от них в той или иной ситуации, и действует соответственно.

Что касается личной совместимости Доминирующих, то для этого союза критически важно прописывать области ответственности и не вторгаться в сферы деятельности друг друга. При соблюдении всех этих условий такой союз будет существовать достаточно долго и успешно.

Доминирующий – Влияющий

Совместимости этих двоих способствует как раз та самая эмпатия Влияющего, которой не хватает Доминанту. Идеально, если их эмоциональные уровни (точка «Удовольствие») будут находиться в одном диапазоне, — тогда они будут понимать друг друга буквально с полуслова.

Области ответственности здесь распределяются достаточно равномерно: Доминирующий возьмет на себя непосредственное управление, персонал и качество продукта, Влияющий – маркетинг и продажи. Бухгалтерию лучше всего отдать на аутсорсинг, а впоследствии нанять для ее ведения Добросовестного, — и тогда этот проект практически обречен на процветание.

Доминирующий – Стабильный

Это сочетание таит в себе наибольшее количество угроз из всех. Доминирующему важны сроки и результаты, Стабильному – отношения и атмосфера на рабочем месте. Доминирующий будет подавлять Стабильного, навязывая ему задачи, которые тот не в состоянии выполнить. Стабильный будет бесить Доминирующего своей «мягкотелостью» и желанием быть хорошим для всех. При том, что каждый из них обладает качествами, которых как раз не хватает другому, они крайне редко извлекают из этого выгоду.

Единственная точка сцепки, которая может вывести этот союз к успешному сотрудничеству, — это способность быть причиной, в большей степени, присущая, как правило, Доминирующему. Это качество, позволяющее принять партнера таким, какой он есть, отбросить личные недопонимания и мыслить категориями дела. На самом деле, эта способность часто является краеугольным камнем любого успешного бизнеса и плодотворного взаимодействия. Подробнее о ней можно почитать в статье «Ответственность: брать нельзя отказываться».

Доминирующий – Добросовестный

Довольно устойчивый союз. Доминирующий строит планы, Добросовестный с радостью им следует. Доминирующий находит деньги, Добросовестный — способы их приумножить. Идеально, если у Доминирующего при этом высокая точка «Удовольствие» — она наделяет рациональный проект искрой энтузиазма и значительно повышает его шансы на успех.

Влияющий – Влияющий

Если эти партнеры, или хотя бы один из них, обладают вниманием и настойчивостью Доминирующего типа, это делает из них практически идеальный тандем. Важно при этом, чтобы Уверенность партнеров немного различалась, — тогда они быстрее определятся со стратегией (примут ту, которую предложил тот, чья Уверенность выше) и начнут действовать. Как пойдет бизнес, теперь зависит только от силы их намерения.

Влияющий – Стабильный

Хорошее сочетание при условии, что у Стабильного также высокая точка Удовольствия. Эти двое в равной степени ориентированы на то, чтобы люди вокруг них чувствовали себя хорошо, в отличие от Доминирующего и Добросовестного, для которых важнее статистики и формальные показатели. Обычно Влияющий вполне способен стать движущей силой тандема и взять на себя стратегическое планирование.

Главная угроза этого союза – возможная нехватка уверенности у обоих. Их бизнес может быть похож на яркую, но недолговечную вспышку. Но и в этом случае Влияющий и Стабильный, скорее всего, не пожалеют об этом опыте и расстанутся друзьями.

Влияющий – Добросовестный

Камень преткновения в этом союзе — показатель «Оценка». Низкая правильность оценки у Добросовестного означает, что человек склонен к перфекционизму и придает большое значение деталям. Если этот показатель у Влияющего намного выше, то ему будет казаться, что Добросовестный придирается к нему и старается его остановить.

Точкой сцепки в этом случае может стать высокая эмпатия Влияющего, его общительность, а также та самая способность быть причиной. Если Влияющий сможет понять, что Добросовестный честно старается сделать как лучше, и передаст в его ведение дела, требующие неспешной тщательности, бизнес от этого только выиграет.

Стабильный – Стабильный

Этому союзу, как правило, не хватает движущей силы. Очень высокая эмпатия автоматически снижает способность быть причиной, а это значит, что Стабильный с гораздо большим удовольствием будет наемным работником, чем руководителем.

Стабильный – Добросовестный

Тот же недостаток, что у предыдущего сочетания, плюс возможная разность в показателях оценки.

Добросовестный – Добросовестный

Такой бизнес может существовать достаточно долго в том случае, если большинство показателей графиков у обоих Добросовестных на достаточно высоком уровне. Однако, низкая правильность оценки ставит для них определенный потолок, — им важнее делать хорошо, чем много.

Заключение

Как видите, типология DISC, как и любая другая, достаточно условна. SWOT-анализ дает гораздо больше информации для размышлений и тонких настроек совместной деятельности. Главным преимуществом SWOT перед всеми другими системами оценки человека я считаю то, что он определяет не набор черт, заложенных от природы, а только те характеристики, которые можно изменить, — и все эти изменения зависят от самого человека.

SWOT открывает огромные возможности при определении совместимости бизнес-партнеров. Учитывая полученные данные, можно наилучшим образом использовать сильные стороны друг друга и закрыть слабые места. Огромную помощь в этом партнерам окажет хорошее общение и искреннее желание делать вместе что-то важное и этичное. Это основы, на которых держится цель и выстраивается корпоративная политика. Именно они позволят бизнесу процветать и расширяться, а также привлекать сотрудников и клиентов с похожими ценностями, — и неважно, к какому типу они относятся.

Ваша Анна Узунер, 
SWOT-аналитик

Р.S. Узнать больше о SWOT-анализе личности для бизнеса и записаться на консультацию можно по этой ссылке.

Поделиться ссылкой

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *