ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БИЗНЕСА. ПЯТЬ ВЫВОДОВ БЫВШЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАРКОМАНКИ

Многие люди подсаживаются на потоки входящей информации — бесконечно читают, смотрят видео и посещают разные обучающие мероприятия, но их жизнь от этого почему-то не становится лучше. Очередной вброс информационного допинга, особенно бесплатного, перестает действовать очень быстро – такие «профессиональные тренингоходы» чаще всего сидят в зале с кислыми лицами, на которых написано скептическое: «Ну, и что нового вы мне сейчас скажете?».

В этой статье я расскажу, как научилась справляться с потоками информации и делать так, чтобы полученные знания приносили пользу, а не вились в мозгу, как бешеные пчёлки, которые почему-то отказываются давать правильный мёд.

Вывод 1. У любого обучения должна быть цель

Первый вопрос, который нужно задать себе перед тем, как взять в руки книгу, пойти на семинар или вбухать кучу денег в очередной курс – это вопрос «Зачем?». Я ни в коем случае не хочу сказать, что в моей жизни нет места для художественной литературы, детективов и женских журналов, но я научилась четко разграничивать пользу и эстетику.

В основе ваших достижений в любой области лежит компетентность. При этом не обязательно, что чем глубже и дольше вы копаете, тем это правильнее. У меня на кухне прекрасно работает схема «найти рецепт в интернете и сделать все как написано».  Для повара, мечтающего получить звезду Мишлен, такой подход немыслим.

Перед тем, как начать обучение, четко определите, как вы будете использовать полученные знания и, соответственно, какой их объем вам необходим. Изучать полный курс ботаники для того, чтобы вырастить три пучка укропа у себя на балконе – такая же глупость, как прочитать две статьи об особенностях поведения мышей в состоянии стресса и после этого считать себя психологом. Вы должны учитывать только то, позволяет ли объем и качество ваших знаний получать нужный результат. 

Вывод 2. Чем меньше вы знаете, тем больше уверены в своей точке зрения

Я уже давно заметила, что самый компетентный человек в организации – это уборщица. Она точно знает, кого нужно уволить, а кого – повысить, и у нее есть непоколебимое мнение по любому рабочему вопросу. По мере продвижения по служебной лестнице IQ катастрофически снижается.

У людей есть фиксированные идеи – данные, которые они однажды получили из «авторитетного источника» вроде мамы, статьи из интернета или участкового терапевта. Фиксированная идея удобна тем, что не надо думать, но начинает сильно мешать, когда надо получить конкретный результат. Например, мне нравится мысль «от йоги худеют». Она стабильно пополняет кошельки инструкторов по йоге, но никак не отражается на фигурах тех, кто годами ею занимается. Стоит намекнуть такому человеку, что он уже с трудом влезает даже в тот размер одежды, в котором пришел на первое занятие – и вы услышите море восторгов по поводу того, как хорошо он стал себя чувствовать. Эээ… что-то, кажется, не сходится… Видимо, джинсы.

Можно ли вычислить ваши собственные фиксированные идеи? Они обычно выползают в те моменты, когда хочется поныть. Попробуйте в приступе хандры взять лист бумаги и писать все мысли, которые приходят вам в голову. Когда придете в норму – перечитайте, и вы будете точно знать ваш «депрессивный набор». Особая примета – обобщения: «все», «они», «никогда», «всегда» и прочий мусор.

Количество фиксированных идей обратно пропорционально количествам достижений, поэтому если в какой-то жизненной области у вас стабильно «что-то не так», начинайте копать. Ищите альтернативные источники, другие точки зрения, применяйте даже те методы, которые поначалу кажутся странными, и смотрите на результаты.

Вывод 3. Хочешь в чем-то разобраться – перестань делать умное лицо

Вступая в новую для себя область знаний (а область знаний, где у вас есть фиксированные идеи, считается новой), вы должны принять тот факт, что ничего об этом не знаете. Быть вечным студентом не стыдно, стыдно всю жизнь наступать на одни и те же грабли и при этом делать вид, что ничего не происходит. Откройте глаза и уши и впитывайте информацию, не забывая подкреплять знания опытом. Вместо того, чтобы спрашивать у ясеня, воспользуйтесь Гуглом.

Отдельная тема – слова и их определения. Это больше касается технических областей, но часто даже до боли знакомые понятия преподносят сюрпризы – иначе вместо фиксированной идеи у вас бы было фиксированное замешательство, и вместо того, чтобы действовать вслепую, вы бы сидели дома в состоянии полной апатии.

«Творчеству предшествовало подражание: я перенес мир комиксов «Битвы Кейси» в собственную тетрадь, добавляя свои описания, где это казалось мне уместным. Я вполне мог написать что-нибудь вроде «Они встали лагерем на распущенной ферме»; еще года два прошло, пока я узнал, что «распущенный» и «запущенный» – разные слова. В тот же период я, помнится, считал, что «загубить» – значит закусить губу, а «сука» – это женщина очень высокого роста. «Сукин сын» – это должно было означать баскетболиста».


Стивен Кинг «Как писать книги»


Наш мозг не терпит пустоты, и когда мы чего-то не понимаем, он вставляет туда то, что кажется ему в данный момент подходящим. Если то, о чем вы читаете, кажется вам полным бредом, если вы не можете понять ход мысли автора, если вы только начали читать и уже устали, — это знак, что в материале есть слово, значение которого вам не до конца понятно. Вычислите вашего «баскетболиста» и читайте то, что есть, а не то, что подсказывает разбушевавшаяся фантазия.

Обучение в присутствии непонятых слов – это нарушение общения между вами и автором. Судя по тому, что вы уже взяли в руки эту книгу, понять, о чем там на самом деле говорится – в ваших интересах.

Найдите хороший словарь, который дает полные определения и при этом не перегружает ваш мозг ненужными подробностями. Посмотрите картинки и видео, изучите примеры, найдите аналогии. Постарайтесь составить как можно больше предложений с новым словом и сделайте его устойчивой частью вашего словарного запаса.

Вывод 4. Не пей из непроверенного колодца — козленочком станешь

«Когда-то я работал копирайтером в крупном нью-йоркском рекламном агентстве. Наш босс имел обыкновение говорить нам: «Придумайте какую-нибудь болезнь. Придумайте болезнь – и мы сможем продать лекарство». Синдром нарушения внимания, сезонное аффективное расстройство, повышенная социальная тревожность… Это не заболевания, это маркетинговые ходы. Их выявляют не врачи, а копирайтеры, маркетинговые отделы и фармацевтические компании».

Стивен Прессфилд «Война за креатив»

Маркетологи, копирайтеры, коучи, врачи и руководители фармацевтических компаний, — все хотят кушать, и это понятно. Непонятно, когда люди сами пихают в себя что попало, начиная с гамбургеров и заканчивая всевозможными инфопродуктами. Первые делают больным тело, вторые – мозг.

В наше время почти безграничного выбора жизненно важно отличить эксперта от того, кто таковым себя называет. Сотрудничество со вторым в лучшем случае похоронит ваше время и деньги, в худшем – способности и самооценку.

Правило № 1 – знать собственные цели.

Его соблюдение отсечет добрую половину «великих гуру» и «лунных докторов». Вы хотите чувствовать себя здоровым или вылечить анализы? Вам нужно решить проблему, или услышать, что вы молодец?

После того, как определишься с целями, вступает в действие следующий алгоритм.

Правило № 2 – давать себе время на анализ и размышления.

Если «цена поднимается каждые полчаса», я предпочитаю завтра переплатить за продукт, который мне действительно нужен, чем сегодня «сэкономить» на покупке пустышки.

Правило № 3 — внимательно изучать предложение.

Некачественный продукт очень часто вычисляется уже по рекламе – его отличают грандиозные, но размытые обещания и минимум конкретики. Многие знают о приеме «покажи проблему» и полагают, что стоит написать вступление в стиле «Болит живот? Бросил парень? Нет денег? Мы тебе поможем!», — и к ним сразу же устремятся толпы покупателей. Самое интересное, что некоторые стремятся… Поэтому надо не быть наивным дурачком или дурочкой, а читать до конца, пытаясь понять, что именно вам предлагают и стоит ли оно заявленных денег и времени. Конечно, при наличии грамотных копирайтеров это не панацея, но если компания посчитала нужным потратить деньги на профессионала для хорошей рекламы, то есть шанс, что и услуги у нее не худшего качества.

Правило № 4 — смотреть на результаты тех, кто уже получил эту услугу.

Если у вас есть друзья или заслуживающие доверия знакомые, которые уже пользовались данным продуктом – прекрасно. Ничто так быстро не убивает компанию или не делает ее успешной, как сарафанное радио. Если вы первооткрыватель, то отличный инструмент — изучение отзывов. Отзывы «Всё было классно!» или «Пётр Иваныч – крутой тренер!» таковыми не считаются.

Качественный отзыв содержит информацию о том, с какой целью приобретались продукт или услуга, удалось ли достигнуть этой цели, какие проблемы возникали в процессе ее достижения и какие впечатления остались от сотрудничества с компанией/человеком. Обратите внимание на личность автора отзыва — ссылка на живой профиль в социальных сетях или на сайт выглядит гораздо убедительнее, чем «Вася П.».

Правило № 5 — анализировать доступный материал.

Сейчас почти каждый уважающий себя тренер, коуч, преподаватель и даже врач имеет свою информационную площадку – сайт или общедоступный профиль в социальных сетях. Многие ведут блоги, дают вебинары, пишут электронные книги и снимают видео – и этим грех не воспользоваться. Есть даже небольшая вероятность, что представленной там информации для решения вашей проблемы окажется достаточно. Если нет, то изложение вопроса «по существу», краткость и доходчивость, оригинальность идей или новизна их трактовки, — это то, на что следует обратить внимание. Если человек не заморачивается с бесплатным материалом, то и платная услуга вряд ли будет на высоте.

Правило № 6 — принимать во внимание личные достижения тренера.

Тот, кто учит быть счастливым в браке, должен состоять в счастливом браке, желательно не пятом по счету. У того, кто учит зарабатывать деньги, должна быть приличная обувь и профессиональные фото на сайте. Фитнес-тренер обязан иметь красивое тело. Я не верю в то, что человек, который сам ничего не достиг, может чему-то научить других. А чужие фиксированные идеи можно в изобилии и совершенно бесплатно получить как на любом интернет-форуме, так и на лавочке у подъезда.

Правило № 7 — прислушиваться к себе.

Для меня с некоторых пор очень важно, насколько лично мне комфортно с человеком, предоставляющим какую-то услугу. Наверное, в этом я немного параноик, потому что даже овощи на рынке готова покупать не у каждого продавца. Но овощи овощами, а некачественный инфопродукт может вызвать последствия посерьезнее диареи.

Вывод 5. Правда – это то, что является правдой вас.

Другие люди всегда будут пытаться навязать вам свою точку зрения. Кто-то делает это из добрых побуждений, но руководствуясь неверной информацией, кто-то пытается вами управлять, а кому-то просто нужны ваши деньги. Пока вы не научитесь отличать правильное от неправильного, вы будете пешкой в чужих играх.

Определить, что правильно и что неправильно лично для вас, можете только вы сами. Для кого-то молочные продукты – источник кальция, а для кого-то – ночной кошмар из-за аллергии на лактозу. Тому, кто родился и вырос под мирным небом, не понять того, кто учился выживать в условиях войны.

Принять чужую фиксированную идею всегда проще, чем выработать свою стратегию. Искать собственные решения так же увлекательно, как и больно. Любая истина ничего не значит, пока вы не примените ее на практике. Вы не узнаете, что является правдой для вас, пока не пройдете собственный путь.

Ваша Анна Узунер,
SWOT-аналитик

Картинки: http://pixabay.com

Поделиться ссылкой

2 Replies to “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БИЗНЕСА. ПЯТЬ ВЫВОДОВ БЫВШЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАРКОМАНКИ”

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *