ПАССИВНАЯ АГРЕССИЯ НА РАБОТЕ: КАК РАСПОЗНАТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ

Что такое пассивная агрессия и откуда она берется

Пассивная агрессия — это эмоциональное состояние между злостью и страхом. Человека злят обстоятельства или окружающие люди, но открыто проявить свою враждебность он не может, так как боится ответной рекации. Все, что ему теперь остается, — это кипятиться молча и/или делать гадости исподтишка.

Следует различать ситуативное и устойчивое состояния пассивной агрессии. У каждого из нас бывают перепады настроения, стрессы и просто неудачные дни, а любая агрессия — всего лишь одна из заученных форм реакции на неприятности.

Совсем другое дело — устойчивая пассивная агрессия. Только вдумайтесь — злость и враждебность являются ОБЫЧНОЙ реакцией на БОЛЬШИНСТВО жизненных событий. При этом такие сильные эмоции не могут найти выхода. Постоянно находиться в таком состоянии очень тяжело, но это не значит, что сочувствие должно мешать нам нейтрализовать атаки таких людей, если мы становимся объектом их агрессии.

Пассивная агрессия чаще всего свойственна людям, которых усиленно наказывали в детстве. Злость — нормальная эмоция, которая должна быть прожита в момент ее возникновения, точно так же, как горе, скука или радость. Пассивная агрессия — это мутант, враждебность, придушенная страхом перед родителями, учителями и другими взрослыми, думающими только о собственном комфорте и искаженных понятиях приличия.  Гнев в любом случае найдет свой выход — будет это громкий крик или ваше «случайно» порезанное платье.

Уровни пассивной агрессии

Для себя я выделяю два уровня пассивной агрессии. Высокий уровень — негодование — ближе всего к активной злости. Видели когда-нибудь, как возмущаются отдельные люди на Почте России? В хвосте очереди, ближе всего к сочуствующим, они смело потрясают кулаками и ругают систему на чем свет стоит. Но чем ближе они к окошку, тем тише и спокойнее: пропорционально угрозе получить в ответ эмоцию посильнее. Если он что-то и бурчит себе под нос, стоит с нажимом спросить: «Вы что-то сказали?», как он тут же пойдет на попятную: «Нет, ничего».

Нижний уровень пассивной агрессии — это когда враждебность надежно спрятана за вкрадчивыми манерами, любезностью и притворным желанием помочь. Как вы понимаете, этот типаж наиболее опасен. Чем сильнее его надежно завуалированная до поры до времени злость, тем ближе он к описанному ранее типу психопата. Далее в статье я буду говорить именно об устойчивом состоянии.

Пассивный агрессор: руководитель, подчиненный, клиент

Начальник в устойчивом состоянии пассивной агрессии — идеальный босс для мазохиста. В любом агрессоре кипит негативная энергия, которая требует выхода, а безопасно спустить ее можно только на тех, кто либо слабее, либо в чем-то от него зависит. Такое «сотрудничество» скорее напоминает взаимоотношения «надзиратель — заключенный». Случайно брошенный комментарий, неудачная шутка, или, не дай бог, ошибка, — все, что угодно, может сработать как спусковой крючок.

Если в состоянии пассивной агрессии находится ваш подчиненный, то, скорее всего, это благодаря ему в офисе висит напряженная атмосфера. Он постоянно накручивает сам себя, а заодно и своих коллег, — зарплата слишком низкая, заказчиков мало, начальство всё делает неправильно, а бухгалтера давно пора уволить. И если верхний тип (негодование) вы безошибочно определите по всегда хмурому выражению лица, то нижний (собственно пассивный агрессор) с улыбкой проявит себя в подрыве вашей деятельности, манипуляциях и перекладывании ответственности.

Как клиент пассивный агрессор будет вечно недоволен. Он замучает вас требованиями доработки и намеками на вашу некомпетентность. По указанным выше причинам, он не скажет прямо, что ваша работа его не устраивает, но после его правок от вашего первоначального, пусть даже очень хорошего варианта, не останется камня на камне. Результат из-за его активного вмешательства, скорее всего, будет ниже среднего, и виноваты в этом, конечно же, снова окажетесь вы. 

Каков шанс заполучить пассивного агрессора в команду

К сожалению, такие люди встречаются достаточно часто. Очень приблизительно можно сказать, что это каждый пятый в большой компании. Относительно «чистое пространство» бывает в маленьких коллективах, где руководитель сам занимается кадровыми вопросами и имеет возможность следить за результатом работы каждого подчиненного. Как только набор персонала поручается человеку, для которого важнее красивое резюме, шансы заполучить в команду пассивного агрессора стремительно возрастают.

Серьезным фактором риска является неумение руководителя разбираться в людях. Пассивный агрессор — мастер выставить себя крутым профессионалом и невинной овечкой в одном лице, при этом очернив людей, которые действительно выполняют свою работу. В худшем случае, не успев моргнуть и глазом, такой руководитель останется без команды, без поддержки и без бизнеса. Убедившись, что здесь больше нечем поживиться, уйдет и сам пассивный агрессор, — искать другие рыбные места.

Как отучить пассивного агрессора сливать на вас негатив. Моя история

Пассивный агрессор уважает людей, которые могут себе позволить открыто проявлять гнев. Именно про него была придумана фраза: «Боится — значит, уважает». Покажите ему свою силу. Дайте понять, что манипуляции могут повлечь за собой ответный удар. Это не заставит его расслабиться, но он не будет продолжать игру, если поймет, что может проиграть.

Я до сих пор помню свою первую крупную победу над человеком, который пытался меня унизить. В то время я занималась внедрением систем электронного документооборота на предприятиях. Меня впервые назначили руководителем проекта по внедрению в министерстве, и я безумно этим гордилась. Одним из условий договора было индивидуальное обучение ключевых пользователей системы — сотрудников канцелярии, секретарей и руководителей подразделений. И вот один из последних как раз оказалася пассивным агрессором.

К тому времени, как до него дошла очередь на обучение, я уже успела примелькаться, — я много работала с его секретарем, адаптируя систему под специфику подразделения. В его глазах я была молоденькой девочкой в джинсах, которая помогала его секретарше перебирать бумажки. Иными словами — безопасным объектом, на котором можно было безнаказанно потренировать свою крутость.

На мою первую попытку договориться о времени обучения он отреагировал презрительным взглядом и безапелляционным: «Мне некогда». Когда я предложила прийти в удобное для него время, он сказал: «Ну приходи завтра, там посмотрим». На следующий день история повторилась, и я поняла, что меня просто футболят. Тогда я подготовила бланк отказа от обучения, и, придя уже в третье «завтра», предложила ему подписать отказ. Как типичный пассивный агрессор, который с удовольствием унижает слабых, но боится начальства, он пошел на попятную.

Столкновение

На следующий день я зашла к нему в кабинет точно в оговоренное время. Он манерным жестом подозвал меня к своему столу и демонстративно при мне закрыл игру. Сесть мне не предложили, — зачем? — и, нависая над ним, я стала показывать ему программу.

Увидев, что с помощью системы он может легко контролировать своих подчиненных, он сразу оживился. Было видно, что он бы с удовольствием слушал дальше, но он все еще был императорской особой, из милости допустившей к своему столу простолюдинку. Оборвав меня на полуслове, он заявил: «Все это, конечно, очень интересно, но мне сейчас некогда. Приходи завтра».

И тут меня прорвало. Честно говоря, до сих пор не понимаю, как у меня тогда хватило смелости… Но я неожиданно даже для себя рявкнула: «Мне уже надоело к вам ходить! Дослушайте, это важно!».

Капитуляция

До конца обучения он не проронил ни слова, только изредка бросал на меня удивленные взгляды. Потом послушно расписался за инструктаж, отдал мне бумагу и почти заискивающим тоном поинтересовался: «Так как, ты говоришь, тебя зовут?»

С тех пор этот человек, наводящий страх на всех подчиненных, здоровался со мной через весь коридор и мило улыбался, когда заставал меня в приемной со своим секретарем. Этот опыт очень помог мне в будущем, когда мне пришлось работать с силовыми структурами. Я уже знала, как нужно вести себя, чтобы вызвать у подобных людей уважение. Правда, впоследствии мне пришлось учиться «выключать стерву», но это уже совсем другая история…

Ваша Анна Узунер, SWOT-аналитик


Р.S. Еще больше информации о том, как ведут себя люди на работе, вы найдете в статье «Как выбирать своих клиентов».

Часть данной статьи была ранее опубликована в качестве экспертных комментариев на https://banditomag.ru/

Картинки: http://pixabay.com

Поделиться ссылкой
  • 90
  •  
  •  
  •  
    90
    Shares

One Reply to “ПАССИВНАЯ АГРЕССИЯ НА РАБОТЕ: КАК РАСПОЗНАТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ”

  • Анна

    Здорово! Очень интересный и полезный опыт :) Да, в очередях и на почте столько агрессивных людей замечала…

    Ответить

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *